ОРКСЭ

ОРКСЭ

              

ПОРУЧЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА и РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Нормативные документы и методические рекомендации Минобрнауки России (2013-2015 г.)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

  • В соответствии с пунктами 18 и 19 Плана мероприятий по обеспечению качества преподавания во всех государственных и муниципальных общеобразовательных организаций

    Подробнее

НА САЙТЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАЗМЕЩЕНА ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • 1 апреля 2015 года завершилось общественное обсуждение примерной основной образовательной программы начального общего образования.

    Подробнее

ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 31 МАРТА 2015 ГОДА № 08-461 О НАПРАВЛЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ВЫБОРА МОДУЛЯ КУРСА ОРКСЭ

  • При участии представителей Всероссийского методического объединения по курсу ОРКСЭ и на основании анализа разработанных в субъектах Российской Федерации документов

    Подробнее

ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПЕРЕЧНЕЙ УЧЕБНИКОВ НА 2014/15 УЧЕБНЫЙ ГОД

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253, Москва.

    Подробнее

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ВО ВСЕХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (ОРКСЭ)

  • План проведения мероприятий по изучению качества преподавания учебного курса ОРСКЭ

    Подробнее

ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПЕРЕЧНЕЙ УЧЕБНИКОВ НА 2013/14 УЧЕБНЫЙ ГОД

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 N 1067, Москва.

Подробнее

Приказ Минобрнауки от 01.02 2012  № 74

Приложение к приказу от 01.02.2012.№74

Приказ Минобрнауки от 31.01 2012 № 69

Приложение к приказу от31.01.2012 №69

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ от 04.04.2012 №03-249

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ОТ 09.02.2012

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ОРКСЭ

            

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Бело-Ануйская средняя общеобразовательная школа имени А.Х. Вязникова»

ИНН 0403003910,  КПП 040301001,  ОГРН 1020400557650, Адрес: 649454 Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Белый Ануй, ул. Ленинская,3 Телефон: (38847) 24395

E-mail: banuick@mail.ru

 ПРИКАЗ

№ ___                                                                         от 

Об утверждении  УМК модуля  « Основы светской этики »

комплексного учебного  курса ОРКСЭ

    На основании  приказов  МО и Н РФ N 2885 от 27  декабря 2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год»,      заявлений родителей о выборе модуля  курса «Основы религиозных культур и светской этике»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.      Утвердить учебно-методический комплекс курса «Основы религиозных культур и светской этики».

2.       Библиотекарю Казанцевой А.И. обеспечить учебниками и учебными пособиями на 2016-2017 учебный год  обучающихся  4-го класса по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» до 1 сентября 2016 года.

         3. Учителю предметнику Пипиековой Р.А. разработать  рабочую  программу на 34 часа по модулю  «Основы светской этики» комплексного  учебного  курса   «Основы религиозных культур и светской этики» для 4  класса в срок до 01 сентября 2016 г. 

         4.  Контроль   за   исполнением  приказа  оставляю за собой.

                                  Директор школы_______С.Г.Адарина


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Бело-Ануйская средняя общеобразовательная школа имени А.Х. Вязникова»

ИНН 0403003910,  КПП 040301001,  ОГРН 1020400557650, Адрес: 649454 Республика Алтай, Усть-Канский район, с. Белый Ануй, ул. Ленинская,3 Телефон: (38847) 24395

E-mail: banuick@mail.ru

ПРИКАЗ

№ ___                                                            от  

 

О назначении  ответственного   за   учебный курс ОРКСЭ

          На основании  Распоряжения Правительства РФ №24  от 28.01.2012, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации  от 05.03.2004   № 1089" и  приказом от 01.02.2012 № 74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312,

ПРИКАЗЫВАЮ:

          1. Назначить ответственной за координацию работы  учебного курса ОРКСЭ Пипиекову Р.А.

          2. Контроль   за  исполнением данного  приказа  оставляю за   собой.

Директор школы__________С.Г.Адарина

Информация о курсе ОРКСЭ

Во исполнение поручения Президента РФ от 2 августа 2009 года №Пр-2009, письма министерства образования и науки РФ от 24.10.2011 № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного курса ОРКСЭ» с 1 сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации вводится учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Курс ОРКСЭ будет носить светский характер - у всех модулей будет единая методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.
Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.

 В основные задачи курса входит формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.
Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. Специалистами прорабатываются межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами, которые внесены в сетку расписания для школьников 4-х классов. (пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей» А.Я.Данилюка размещено на сайте http://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx

Более подробно с данным учебным курсом можно познакомиться на сайтеhttp://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx

Краткая справка о курсе ОРКСЭ

               Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

               Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

              Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: 
       1. Основы православной культуры; 
       2. Основы исламской культуры; 
       3. Основы буддийской культуры;
       4. Основы иудейской культуры;
       5. Основы мировых религиозных культур;
       6. Основы светской этики.
             Будет   изучаться   один   из   модулей   курса   по   выбору   родителей (законных представителей) обучающегося. Преподавание учебного курса будет осуществляться в IV четверти 4 класса и I четверти 5 класса.

Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики»

  • Все модули курса «Основы религиозных культур и светской этики» будут преподавать те учителя, которые уже работают в школе и которые хорошо знакомы родителям, — это учителя начальных классов, литературы, обществоведения, истории, других предметов.
  • Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;
  • Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;
  • Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей;
  • Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.

Учебный модуль «Осно?вы правосла?вной культу?ры».

                 Заявленная цель предмета — ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства. Методическими достоинствами учебника  можно считать хорошую структурированность и проработку заданий для учащихся. Можно отметить также, что содержание учебного предмета по православной культуре имеет многочисленные межпредметные связи с содержанием основных школьных гуманитарных дисциплин: русского языка, литературы, истории (как всеобщей, так и особенно историей России). Изучение православной культуры явится серьёзным подспорьем в общем гуманитарном образовании, позволит лучше и легче учиться по гуманитарным дисциплинам.

Учебный модуль «Основы исламской культуры».

                    Что касается исламоведческого содержания этой дисциплины, то авторы дали максимально возможную в установленных методических и содержательных границах познавательную информацию об исламе: о том, что такое ислам как религия, в чем суть его вероучения, в чем суть его ритуальной практики, какие праздники отмечают мусульмане, какие нравственные правила должны соблюдать мусульмане в повседневной жизни.

                   Но курс имеет одновременно четко выраженную дидактическую и культурологическую направленность. В нем очень много внимания уделяется патриотическому воспитанию детей, укреплению любви к своей родине, привитию толерантности и чувства уважения к людям разных взглядов, к людям верующим и неверующим.

                  Главной целью преподавания курса «Основы исламской культуры» должно стать стремление к тому, чтобы дети лучше знали друг друга, уважали друг друга, любили друг друга и, понимая различия, осознавали бы, что все мы — люди одной Земли.

Учебный модуль «Основы буддийской культуры». 

                     В учебном модуле «Основы буддийской культуры» особое внимание уделяется  отношению человека к окружающей природе; семье, ее ценностях, а также изучается история возникновения буддизма в России, буддийские святыни, праздники в буддийской культуре, ритуалы.

Учебный модуль «Основы иудейской культуры».

                         Учебное пособие «Основы иудейской культуры» знакомит с основами иудейской духовной традиции и раскрывает ее значение в формировании личности и поведения верующего человека.

                   В учебник включены темы:

Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией.

 Еврейский календарь.

 Еврейские праздники: их история и традиции.

  Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

 Любовь и уважение к Отечеству.

          Передавая духовное содержание религии, объясняя причины нравственного выбора верующего человека, авторы учебника знакомят учащихся с такими понятиями как милосердие, благотворительность, сочувствие.

Учебный модуль  «Основы мировых религиозных культур».

            Задачи  модуля: 

u  дать общее представление о четырех религиях, распространенных в России;

u  понять историю возникновения религий;

u  познакомиться со священными книгами религий мира;

u  узнать о нравственных заповедях в религиях мира.

Учебный модуль «Основы светской этики»

                   В учебном модуле «Основы светской этики» рассматриваются основные понятия: род и семья, образцы нравственности в культурах разных народов,  добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, смысл жизни и счастье, этикет, методы нравственного самосовершенствования, любовь и уважение к Отечеству, патриотизм многонационального народа России, а также нравственные традиции предпринимательства. Данный модуль поможет детям самостоятельно делать правильный выбор в определенной жизненной ситуации, а также нести ответственность за свои поступки.

                      Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, будет изучаться на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.