1. Наша жизнь
  2. Объявления
  3. РОДИТЕЛЯМ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС

РОДИТЕЛЯМ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС

20.06.2022 Просмотров: 2

С 1 сентября 2022 года в России вводятся обновленные ФГОС начального общего и основного общего образования. Это стратегические документы системы образования, обеспечивающие единство образовательного пространства Российской Федерации, в том числе единство учебной и воспитательной деятельности, а также преемственность образовательных программ начального общего, основного общего и образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Действующие стандарты были утверждены в 2009 (начальная школа), 2010 (основная школа), 2012 (старшая школа) годах.

В основу разработки этих стандартов положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования.

Главной задачей обновленных ФГОС является конкретизация требований к обучающимся, так как результаты обучения на предыдущих этапах были недостаточно детализированы. Определены чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Каждый стандарт включает 3 вида требований:

     - требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

     - требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

     - требования к результатам освоения основных образовательных программ. Главная задача ФГОС третьего поколения.

Обновленный стандарт 2021 года делает акцент на вариативность с ориентиром на углубленное изучение предметов и курсов. В стандарте сочетаются и ценность базовых знаний, и необходимость формирования трех групп результатов: предметных, метапредметных и личностных.

Таким образом, ядром обновленных ФГОС, как и ФГОС второго поколения, являются требования к результатам прохождения ООП: системно-деятельностный подход, ориентация на достижение не только базовых знаний и предметных образовательных результатов, но и на формирование личностной компетентности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Принципиальным отличием обновленных ФГОС является ориентир на формирование функциональной грамотности. В его основе – работа с информацией, моделирование, рефлексия.

Учащийся должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям. В обновленных ФГОС появляется новая установка на совместную деятельность как отдельный планируемый метапредметный результат. При этом, если раньше учебные программы дисциплины определяли цели, содержание, объем и порядок изучения дисциплины, то теперь сюда входит перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием соответствующих компетенций, перечень основных образовательных технологий (форм, методов обучения, типовых задач), используемых для формирования компетенций, перечень типовых заданий для контроля и самооценки уровня заявленных в дисциплине результатов образования (компетенций).

     Говоря о контрольно-измерительных процедурах, соответствующих требованиям обновленных ФГОС, необходимо заметить, что согласно этой логике, главной же целью обновленных ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки. Можно выделить три группы таких требований:

• к результату обучения,

• к способу построения образовательной деятельности,

• к условиям осуществления стандартов.

 

     Условия реализации обновленных ФГОС определены таким образом, чтобы полностью обеспечить участников образовательных действий всем необходимым для достижения оговоренных результатов. Для этих целей в процессе образования необходимо: использование современных технологий; обновление содержания, методик, технологий образовательной программы; постоянное и непрерывное развитие и обучение кадрового персонала учебных учреждений; информационная, методическая, научно-техническая поддержка педагогов; обмен опытом между образовательными учреждениями. Финансовое обеспечение реализации обновленных ФГОС обеспечивается бюджетными ассигнованиями. Основное общее образование для граждан является общедоступным и бесплатным.

 

Способы, которыми школа обеспечивает вариативность содержания программ НОО, ООО

Во ФГОС НОО и ООО закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. Прописали три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ. Первый – в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй – школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий – можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников (п. 6 ФГОС НОО, п.5 ФГОС ООО)

Требования к результатам освоения программы

Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным. Также добавили результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин (п.9 ФГОС НОО, п. 8 ФГОС ООО).

 

Перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей

     В предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика». Также изменили структуру предметной области «Общественно-научные предметы». Теперь учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». В предметную область «Основы религиозных культур и светской этики» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно – подготовить заявление (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Форма такого заявления не утверждена, школа вправе разработать шаблон самостоятельно.

 

Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО

Теперь изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе. При этом также надо получить заявления родителей. Если ранее в школе не получали таких заявлений, нужно будет их собрать (п.33.1 ФГОС ООО).

 

Особенности обучения детей с ОВЗ

     ФГОС НОО для детей с ОВЗ применять нельзя. Адаптированные программы на уровне ООО необходимо разрабатывать на основе ФГОС ООО (п. 12 ФГОС ООО). Предусмотрели вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. Для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо предусмотреть адаптивную физкультуру. Можно изменить срок и продолжительность изучения иностранного языка для глухих, слабослышащих учеников, детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Если увеличиваете срок освоения адаптированной программы до шести лет на уровне ООО, то объем аудиторных часов не может быть менее 6018 (п. 33.1 ФГОС ООО).

Использование электронных средств обучения, 18 дистанционных технологий

Зафиксировано право школы применять различные образовательные технологии. Например, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (п. 19 ФГОС НОО, п. 19 ФГОС ООО). Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, их нужно обеспечить индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. Причем доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами (п. 34.4 ФГОС НОО, п. 35.4 ФГОС ООО).

 

Деление учеников на группы

Зафиксировано, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. При этом учебный процесс в группах можно строить поразному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей (п. 20 ФГОС НОО, п. 20 ФГОС ООО).

 

Информационно-образовательная среда

Зафиксировано, что доступ к информационнообразовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п. 34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО).

 

Оснащение кабинетов

Обновленные ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественно-научного цикла нужно оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования (п. 36.3 ФГОС ООО).

 

Обеспечение учебниками и учебными пособиями

Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебных пособий в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию. Учебники можно предоставить в печатной или в электронной форме (п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3 ФГОС ООО).

 

Психолого-педагогические условия

В обновленных ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО, п. 38 ФГОС ООО).

Метапредметные и личностные результаты

Обновленные ФГОС, как и предыдущие, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Акцент сделан на формирование системы ценностей и мотивов деятельности, в том числе учебно-познавательной. И формулируются личностные результаты через такие фразы, как «ценностное отношение к…», «уважительное отношение к…», «интерес к…». Благодаря этому возникла некая конкретизация и сокращение количества формулировок личностных результатов в обновленном стандарте. Всего стало 36 личностных результатов. Личностные результаты распределили по направлениям воспитательной работы:

− гражданско-патриотическое;

− духовно-нравственное;

− эстетическое;

−физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;

− трудовое;

− экологическое;

− ценность научного познания.

     Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:

− овладение универсальными учебными познавательными действиями - базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;

− овладение универсальными учебными коммуникативными действиями - общение, совместная деятельность;

− овладение универсальными учебными регулятивными действиями - самоорганизация, самоконтроль.

     Во ФГОС до 2021 г. личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно, в обновленных – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.

 

Об особенностях приема обучающихся

Прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, прекращается 1 сентября 2022 года.

Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2022 года для обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897 и от 17 мая 2012 г. № 413, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения, за исключением случаев готовности образовательной организации к реализации ФГОС НОО и ООО и наличия согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по программам начального общего и основного общего образования.

Наряду с зачислением на обучение в 1 и 5 классы обучающихся
по основным образовательным программам начального общего и основного общего образования, разработанным в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО, целесообразно рассмотреть возможность обеспечения перехода на обучение по основным образовательным программам начального общего образования 2-4 классов при наличии соответствующих условий и согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.